Праны в Кундалини йоге
Культивация и специфическое использование дыхания является центральным для многих крий Кундалини йоги. Каждый серьезный ученик Кундалини йоги овладевает множеством способов контролируемого дыхания (пранаяма) с различными соотношениями, глубиной дыхания и ритмом.
Как учителя Кундалини йоги вы должны понять фундаментальную концепцию, связанную с дыханием: дыхание — это прана. Слово "пранаяма" можно разбить на два корня "пран — аяма". "Пра", "пра-а-на" — означает "первичная единица", первичная единица энергии. Это первое дыхание или первое движение души внутрь планов ума и тела. "Аяма" — означает "расширение".
Таким образом пранаяма — это способность расширить, развить первичный импульс, семя энергии внутри вас в жизненный опыт. Когда вы наполнены праной, и она вибрирует должным образом, жизнь наполнена силой, блаженством, энергией и творчеством. Прана — первичное проявление энергии, это значит, что она является тонкой субстанцией. Физическое дыхание служит лишь грубым проявлением движения праны.
Прана — это поистине та сила, которая приводит в движение весь мир, доступный нашему восприятию. Она создается в движении самих гун. Это универсальная жизненная сила, принимающая различные формы, благодаря действиям и качествам трех гун. Прана — это основа частоты вибраций ума человека. Мастерство в ощущении праны, ее движений, качества этих движений позволяют йогину контролировать набор энергий, формирующих все виды сознания и способов действия в жизни.
Малейшее изменение в дыхании приводит к огромным результатам. Если изменить манеру дыхания, его глубину, ритм, соотношение вдоха и выдоха во время пения какой-либо мантры, это окажет огромный эффект на состояние вашего сознания, и естественно на способность действовать в жизни. Это похоже на небольшое изменение кода ДНК. ДНК служит информационной матрицей для всех процессов, происходящих в клетке. Точно также манера движения праны определяет не только работу ума, но даже и форму вашего физического тела.
Для учителя Кундалини йоги, дыхание, как мы знаем и как часто повторял Йоги Бхаджан — это "поцелуй Бога", звено, связывающее нас с универсальной силой, частями которой мы все являемся. Это вибрация, соединяющая ваше индивидуальное магнитное поле со всеобщим магнитным полем.
Мы относимся к дыханию и его регулированию с большим почтением и уважением. Мы развиваем в себе бдительность к тем сигналам, которые дает нам наше дыхание. Так оно становится инструментом, позволяющим чувствовать движения и колебания, происходящие во всей вселенной, как внутри нашего тела, так и вне его.
Одной из целей практика Кундалини йоги, как прана йогина, как человека, достигшего мастерства в йоге дыхания, служит умение чувствовать движение тонких энергий внутри и вне своего тела и способность создавать состояние абсолютного покоя, пустоты, которое известно как шунья.
Когда мы создаем это состояние, мы можем почувствовать, что происходит внутри и вокруг нас и затем инициировать новое действие. По закону крии, если мы инициирует действие таким образом, оно должно завершиться само собой, поскольку это — честь для души. Именно создавая состояние покоя, и оттуда начиная новое действие, мы можем использовать прану и выразить и почтить нашу душу. Мы создаем пустоту, покой. Целительные силы исходят из состояния покоя, через смешение праны и апаны в одинаковом соотношении. Покой в пранических энергиях это путь к проявлению Кундалини и всем исцелениям, пробужденности и чудесам, которые следуют за этим.
Именно создав покой во всех пранических энергиях, мы можем посадить семя, биджу, из которого в последствии может развиться новый ритм или способ вибрации ума. Этот ритм носит название наад. Мы создаем абсолютный покой, затем в этом пустом пространстве, как на гладкой поверхности спокойной воды мы можем создавать новые вибрации. Камень, брошенный в воду, создает на ее поверхности волны. Каждая волна создает новую картину вибраций в спокойном уме. Когда спокойный ум наполняется вибрациями шабада, мы перестраиваем все наше тело в божественное тело, акал мурат — образ Бесконечного.
Жизнь дает нам множество моментов полного покоя. Это происходит во время смерти, сна, рождения и разрядки, которая происходит во время полового акта. Кундалини йогин, постоянно воссоздает внутри себя такое состояние, такую йогу, что пребывает в покое и может воплощать в своей жизни священное, вибрируя в унисон с бесконечным "я".
Кундалини и прана — различны. Кундалини является эманацией самой души. Прана же — это движение и структуры энергии в теле и уме. Многие люди, читая о Кундалини встречаются с популярным представлением о Кундалини-синдроме, который в действительности никак не связан с Кундалини. Большинство из этих проявлений является результатом дисгармонии праны в одном или нескольких из десяти тел или в некоторых чакрах. Преодоление таких состояний должно опираться на соответствующей перестройке движения пран в системе человека.
Прана (с большой буквы) разделяется в теле человека на несколько основных видов праны, каждая из которых преобладает в определенных областях тела. Дисбаланс возникает когда избыток какой-либо из этих пран находится в области удаленной от ее нормального местопребывания, или же наоборот имеет место недостаток этой праны в ее собственных областях.
В этом случае развиваются расстройства тела, ума и эмоций. Многие дыхательные техники, йогические позы, диеты, особые действия служат для восстановления нормальных потоков пран в теле. Когда баланс восстановлен, человек возвращается к переживаниям покоя, гибкости и интуитивного понимания. Тогда тело становится совершенным инструментом для души. Нам не нужно больше заботиться о каких-недомоганиях и нуждах. Так мы можем почувствовать движение, происходящее в большом мире, окружающем нас.
В древние времена наука чувствования движения вселенной называлась свародайя. Йогин видит состояние дыхания приходящего к нему ученика и из этого может понять какими болезнями страдает этот ученик, может узнать что ожидает его в делах — успех или неудача. Со стороны это может показаться чудом, однако это просто знание и понимание движений праны. Смешивая разные праны в нужном соотношении, человек может успешно регулировать свое настроение и расширить границы своего ума.
Представьте, как прана распределяется в вашем теле. Есть традиционное подразделение единой праны на пять составляющих. Это прана, апана, удана, самана и вьяна. Местопребывание праны — область между сердцем и горлом. Ее движения связаны с функцией легких и вдохом. Когда человек полон праны, он готов к полнокровной жизни. Его дыхание открыто, а ум — позитивен.
Апана находится в областях, расположенных ниже пупка и управляет всеми функциями, связанными с выделением. Это выделение через прямую кишку, мочевой пузырь, половые органы. Апана может также покидать тело, стекая вниз по ногам, через стопы, однако основным ее выходом служит прямая кишка. В наши дни человеку нужна сильная апана для эффективного очищения от токсинов. Эта энергия дает также способность знать, что должно остаться с вами, а от чего следует избавиться. Апана связана с качествами элемента земли, который поддерживает многие из структур нашего тела.
Избыток апаны приводит к медлительности, лени, чувству тяжести и ощущению непонимания или глупости. Сильная сбалансированная апана дает чувство уверенности в себе и защищенности. Удана располагается в горле и выше — в голове. В отличие от праны она заведует движением воздуха из тела. Она связана с проекцией и участвует в речи. Она также обеспечивает очищение желудка с помощью рвоты. Удана взаимодействует со всеми органами чувств, расположенными в голове. Когда она не сбалансирована, у человека нет голоса, в том смысле, что он не может правильно петь.
Сильная удана обеспечивает силу проекции и дает способность творить с помощью слова. Самана управляет областью между сердцем и пупком. Она связана с большинством процессов обмена веществ. Ее естественная тенденция организовывать, систематизировать и распределять. Она помогает всасыванию питательных веществ, определяя, что должно попасть внутрь, а что удалено впоследствии из тела через кишечник. Люди с недостатком или дисбалансом саманы страдают от беспорядочных эмоций. Эмоциональное замешательство и непонимание того, что для них истинно на эмоциональном уровне также служат характерными признаками проблем с саманой. Такие люди испытывают сложности во взаимоотношениях, связанные с неумением чувствовать свои и чужие границы.
Сильная самана дает способность к различению и эмоциональную ясность. Вьяна распределена по всему телу. Ее можно сравнить с соединительной тканью, только на тонком уровне. Она поддерживает координацию движений мышц и суставов во всем теле. Ее действие дает нам чувство целостности как на телесном, так и на ментальном уровне. Вьяна — это своего рода вязкая составляющая пранического тела. В случае дисбаланса вьяны происходит расстройство координации работы различных частей тела.
Сильная вьяна дает ощущение целостности, взаимосвязанности. Расстройство вьяны может приводить также к хаотическому состоянию ума, когда невозможно сосредоточиться на какой-то одной мысли. Мысли и идеи постоянно сменяют одна другую. Разные части ума вместо того, чтобы сотрудничать начинают бороться друг с другом, провоцируя внутренние конфликты. Есть также несколько других малых пран, связанных с различными функциями тела, такими, например, как моргание, отрыжка и другими. Они называются нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая.
В большинстве крий Кундалини йоги одним из центральных процессов служит усиление ассимилирующей энергии праны и энергии выделения апаны. Когда прана и апана сильны и находятся в равновесии, другие праны начинают двигаться к сбалансированному состоянию автоматически, следуя двум главным пранам. Когда сильные потоки праны и апаны смешиваются в пупочном центре при помощи мула бандхи, открывается возможность для пробуждения энергии Кундалини, энергии души и осознанности.
Каждая из перечисленных выше пран может подвергаться воздействию со стороны пяти элементов: эфира, воздуха огня, воды и земли. Действие элементов придает работе каждой из пран особые качества.
Приведем пример: работа праны, отвечающей за дыхание в легких, носит циклический характер с периодом около часа. В нормальном цикле в течение двадцати минут она находится под воздействием элемента земли, следующие шестнадцать минут — воды, двенадцать — огня, восемь — воздуха, и, наконец, на четыре минуты прана приобретает качества элемента эфира. Таким образом, если работа праны в легких в норме, то ее качества меняются циклически в течение одного часа. Это происходит даже если эта прана находится в совершенном балансе с другими. Колебания неизбежны из-за взаимодействия с различными уровнями проявления, представленными пятью элементами.
В Кундалини йоге имеется представление о тонких каналах, по которым текут эти разнообразные праны, они называются нади. Нади — не следует путать с нервами или мышцами, это просто потоки энергии, которые могут проходить вдоль костей или кровеносных сосудов, а могут и нет. Эти каналы могут также проходить в пустом пространстве за пределами тела.
Существует семьдесят две основных суры, или зоны, через которые протекают эти потоки. Из них выделяются три главных, а именно ида для левой части тале, пингала — для правой, и сушумна — для центра. В Кундалини йоге наибольшее внимание уделяется центральному каналу, поскольку вибрации в сушумне передаются и двум другим основным каналам — иде и пингале. Вибрация трех основных каналов определяет вибрации в семидесяти двух сурах. Таким образом, происходит перенастройка всей системы. Именно поэтому, когда мы повторяем мантру, когда мы используем силу, заключенную в шабаде, мы стремимся ввести вибрации в центральный канал, чтобы задать вибрации всех семидесяти двух основных меридианов. Эти семьдесят два разветвляются на семьдесят две тысячи каналов, распределенных по всему телу.
Седьмая чакра, сахасрара производит тысячу мыслей за малейший промежуток времени (традиционно он считается равным времени моргания). Это тысяча вибраций или зародышей мысле-форм. Каждая из них, взаимодействуя с семидесяти двумя сурами, порождает семьдесят две вибрации в этих каналах. Таким образом, получается 72000 вибраций. Вибрирующая струна создает определенную форму в пространстве и времени. Вибрации семидесяти двух энергетических струн, рождающиеся от взаимодействия с умом, задает форму всех наших десяти тел в пространстве и времени. Они формируют наше физическое тело, эмоциональные и ментальные тела. Кундалини йога является наукой о том, как ввести нужные вибрации во всю систему, используя центральный канал.
Изначальный метод исцеления с помощью праны состоял в пробуждении потоков в сушумне, иде и пингале. Если эти три канала сильны, открыты и работают скоординировано, тогда все чакры, все меридианы, известные из акупунктуры, все нади аюрведической традиции начинают естественным образом перестраиваться и гармонизироваться в соответствии с ключевым импульсом жизни и созидания, который исходит из души через нейтральный ум.
Одним из способов уравновешивания пран служит приведение своей жизни в соответствие с естественными универсальными ритмами. Одним из таких ритмов служит периодическая смена преобладания в дыхании правой или левой ноздри. Если мы выбиваемся из ритма, который задается рано утром при восходе солнца и вечером при его закате, то праны, находящиеся в нашем теле расстраиваются. Если такое состояние продолжается в течение долгого времени, развивается болезнь или эмоциональное расстройство.
Именно поэтому необходим образ жизни и способности, позволяющие перенастраивать наши праны от нулевой точки. Если вы едите мясо убитого животного, ваше тело воспринимает прану, несущую множество негативных эмоций. Таким образом, прежде, чем вы достигнете нулевой точки, вам придется разбираться со всеми этими эмоциями, и это служит одной из причин того, что многие йоги придерживаются вегетарианской диеты. Они избегают введения в свое тело пран, сформированных и несущих отпечаток работы ума и эмоций животных.
Вместо этого они едят пищу, принадлежащую к макросознательному царству растений, которая с легкостью может быть насыщена их собственной праной. Практически за всеми привычками и установлениями йоговского образа жизни вы найдете логику, направленную на гармонизацию, накопление и развитие различных пран в подобающих им областях тела.
Основные циклические процессы в системе человека связаны на физическом уровне с регуляцией, которую обеспечивает работа симпатической и парасимпатической систем, а также со стимуляцией работы определенных желез внутренней секреции.
Поистине не существует более полной и проработанной системы использования дыхания для исцеления и развития всех граней и аспектов ума человека, чем наука Кундалини йоги.